Категория: ИсторияЧудеса света

Семь чудес света


Почему именно Семь чудес света, а не 9 или 12.

Всё упирается в магические свойства цифры 7. В древние времена считалось, что семёрка является самым совершенным и законченным числом. В это количество могло попасть только всё самое лучшее, которого не могло быть больше 7. Поэтому из всех величайших архитектурных памятников древности к чудесам отнесли лишь маленькую их толику.

Никто не будет спорить, что многие творения человеческих рук превосходили по своему великолепию и совершенству выбранные семь чудес. Но так уж решила капризная судьба. Она обошла одни шедевры своим вниманием, а другим уделила его чрезмерно. Кто же воплотил волю судьбы в реальность? В I веке до н. э. жил греческий историк Страбон. Именно он и составил окончательный список, который до этого имел множество самых разных вариантов, начиная с времён Геродота, жившего в V веке до н. э.

Список Страбона пережил 2 тысячи лет. За всё это время он ни разу никем не оспаривался. По-крайней мере официальная история не знает таких фактов. Но раз уж люди столь долгое время соглашались с древним историком, то и нам остаётся лишь покорно склонить головы и рассмотреть те чудеса, которые общепризнанны всем человечеством.

Отдадим дань уважения женщине, поэтому, как истинные джентльмены и воспитанные дамы, начнём рассматривать Семь чудес света с храма Артемиды.


Так выглядел храм Артемиды

Храм Артемиды

Кто такая Артемида? Это всегда юная богиня охоты и плодородия. Она олицетворяла женскую чистоту и целомудрие. Именно у неё древние гречанки просили помощи при родах и счастье в браке. Её почитали на всей территории Балканского полуострова и западном побережье Малой Азии. Популярность вечно молодой богини была огромной. По древнегреческой мифологии она была зачата от любовной связи Зевса и богини Лето. Последняя имела статус возлюбленной вне брака, в то время как женой громовержца считалась гордая Гера.

Она чинила много препятствий своей сопернице и даже пыталась помешать той родить. Но Лето всё же произвела на свет двух детей от Зевса. Родились они в один день: брат и сестра – близнецы. Это были Артемида и Аполлон. Артемида родилась на час раньше, поэтому считалась старшей сестрой.

Именно ей сентиментальные древние греки и воздвигли огромный храм из чистого белого мрамора. Сооружён он был в городе Эфесе в первой половине VI века до н. э. Город приморский, находился он на западном побережье Малой Азии. В то время эти земли принадлежали Лидии. Довольно большому государству, занимавшему почти половину территории Малой Азии.

В ней царствовал царь Крез. Он считался самым богатым владыкой в то время. С его именем связана поговорка: «Богат, как Крез». Царь и выделил деньги из казны на строительство огромного храма. В длину тот достигал 100 метров, в высоту 18 метров. Его ширина составляла 50 метров. Мраморных колонн насчитывалось 127. Они поддерживали крышу. Как выглядела скульптура самой Артемиды – неизвестно. Согласно преданиям сделали её из слоновой кости, а сандалии богини изготовили из чистого золота.

Но бивни слонов представляют собой довольно неудобный материал. Поэтому их долго отмачивали в уксусе, пока кость не становилась мягкой. Затем каждый бивень расслаивали на множество тонких полосок и придавали им нужную форму. На чистом воздухе полоски твердели и вновь приобретали все свойства слоновой кости. Так и была создана скульптура, о красоте которой можно лишь догадываться.


Так выглядел храм Артемиды внутри. За колоннами видна статуя богини

Архитектором храма считается грек Херсифрон. Строительство заняло несколько десятков лет. Заканчивали работы уже другие люди. В летописях упоминаются имена Пеоний и Деметрий. Величественное сооружение радовало людей более ста лет. Но в 356 году до н. э. в ночь, когда родился Александр Македонский, храм Артемиды подожгли.

Совершил это святотатство некто Герострат. Он являлся гражданином города Эфеса, а по возрасту был совсем молодым человеком. Его схватили и жестоко пытали. Под пытками Герострат признался, что поджёг храм ради славы. Он хотел, чтобы его имя осталось жить в веках.

Этим человеком двигало честолюбие, и жрецы попытались сделать всё возможное, чтобы Герострата забыли. Во всех города Средиземноморья было запрещено называть это имя под страхом жестокого наказания. Древнегреческий историк Феопомп, современник тех далёких событий, упомянул проклятое всеми имя в своих работах. Впоследствии Страбон ознакомился с ними, и также назвал поджигателя по имени. Таким образом, Герострата не забыли. Он хорошо известнее и в наши дни, являясь символом больного честолюбия, граничащего с безумием.

Сгоревший храм Артемиды восстановили. Активное участие в этом принял Александр Македонский. Он выделил деньги, нашёл хорошего архитектора. Им оказался Хейрократ. Но новое строение, конечно, было уже хуже старого. Оно уступало в размерах, а мрамор сочетался с камнем. У скульптуры исчезли с ног золотые сандалии. Жёлтый металл заменили слоновой костью.

В III веке уже нашей эры величайшее творение человеческих рук разграбили готы. Храм после этого пришёл в запустение. В IV веке его разрушили и построили христианскую церковь. Мрамор весь разворовали для личных нужд, а оставшиеся колонны обрушились. Исчезли все следы когда-то огромного сооружения.

В 1869 году английский археолог Вуд обнаружил фундамент храма Артемиды. Удалось собрать из обломков и восстановить одну колонну. В наши дни лишь она напоминает о былом величии одного из Семи чудес света.

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды также входят в перечень Семи чудес света. Находилось это архитектурное творение в городе Вавилоне, а создано было во времена правления царя Навуходоносора II. Правил он Вавилонским царством с 605 по 562 год до н. э. Висячие сады упоминает только Страбон. Больше ни один древний историк не написал о них ни слова.

Существовали они в действительности или нет – сказать трудно. В наши дни нет, не то что садов, но и самого Вавилона. После смерти Александра Македонского город очень быстро пришёл в упадок. Находился он в 110 км южнее Багдада и 1500 лет считался одним из красивейших и крупнейших городов Древнего мира. Сады же располагались на территории царского дворца рядом с рекой Евфрат.


Так примерно выглядели висячие сады Семирамиды

Как описывает Страбон, создали их по приказу царя после победы над Ассирией. Навуходоносор II заключил союз с Мидией – государством, расположенным между Междуречьем и Каспийским морем – и женился на дочери мидийского царя. Звали девушку Амитис. Но огромный город не пришёлся по сердцу молодой жене. Он был пыльным, шумным и ничем не напоминал утопающую в зелени Мидию.

Амитис затосковала по родине. И тогда всемогущий царь распорядился создать великолепные сады и посадить в них зелёные растения из тех мест, где прошли юные годы его жены. Приказание владыки было исполнено.

Мы не знаем ни имени архитектора, ни времени, сколько возводился архитектурный шедевр. Известно лишь само устройство садов, а также те технические средства, посредством которых осуществлялась поливка зелёных насаждений.

Высоко над землёй располагалась 4-х ступенчатая пирамида. Удерживалась она посредством колонн, вкопанных в грунт. Высота колонн составляла 20 метров. На такой высоте от земли находилась самая низшая из ступеней. Каждая из них представляла собой широкую платформу. Пол устилал тростник. На него был положен толстый слой плодородной земли. Именно в него и сажали цветы, кустарники и деревья, привезённые из Мидии.

Со стороны пирамида напоминала собой огромный зелёный холм среди песчаной равнины, на которой и стоял город Вавилон. Вода поступала из вод Евфрата на самую верхнюю пирамиду при помощи ручных насосов. При этом были задействованы сотни рабов. Они круглосуточно качали воду, а та текла по трубам, спрятанным в колоннах. На самой пирамиде строители сделали искусственные русла ручьёв. Вода, журча, сбегала по ним вниз до первого яруса. Так осуществлялась поливка растений.

Сады Семирамиды представляли собой грандиозное сооружение, как в архитектурном, так и техническом плане. С учётом дешёвого рабского труда в то далёкое время вполне возможно было возвести такой строительный шедевр. Непонятно лишь одно – почему сады назывались именем ассирийской царицы? Причём Семирамида являлась не историческим лицом, а мифологическим.

Её прообразом была ассирийская царица Шаммурамат. Она жила в IX веке до н. э. и правила сильной военной державой. Но какое отношение эта женщина имела к Вавилону? Висячие сады проще было бы назвать садами Вавилона или садами Навуходоносора, но они получили совсем иное название по воле древнегреческого историка Страбона.

Как бы там ни было, но в 539 году до н. э. могучая держава пала. Её покорили Ахемениды, и создали огромную Персидскую империю. Их столицей вначале был город Пасаргад при Кире Великом, а затем этот статус получил город Персеполь при Дарии I. Вавилон остался не у дел, а стало быть, и царский дворец вместе с садами Семирамиды пришёл в упадок.

Очень редко персидские цари посещали когда-то великий город. Зелёную растительность перестали поливать, и она засохла. Дворец опустел и обветшал. Жизнь в него вдохнул Александр Македонский, сделавший Вавилон столицей своей империи в IV веке до н. э.

Но благополучный период длился всего несколько лет. Великий завоеватель умер в комнате, которая находилась как раз под самым нижним ярусом когда-то висячих садов. После этого не только сады, но и весь город стремительно пришёл в упадок.

Прошло 2,5 тысячи лет. Естественно, что никаких следов от одного из Семи чудес света не осталось. О висячих садах напоминает лишь рукопись Страбона. Но его повествование скорее похоже на красивую сказку, чем на историческую правду. Впрочем, любая сказка может стать былью. Доказательств этому в истории очень много.

Мавзолей в Галикарнасе

Семь чудес света неразрывно связаны с мавзолеем в Галикарнасе. Галикарнас – это город в исторической области Карии. Находится она на побережье Средиземного моря в юго-западной части Малой Азии. В наши дни на месте Галикарнаса располагается турецкий город Бодрум. А в IV веке до н. э. в этих местах находилась сатрапия Ахеменидов. Именно ей и управлял царь Мавсол (377-353 до н. э.).

Он хоть и считался сатрапом, но никакого гнёта со стороны персидских владык не испытывал. Это дало царю возможность накопить неисчислимые богатства, собирая огромную дань со своих подданных. Но куда девать деньги? Вот Мавсол и решил построить себе гигантский надгробный памятник. В этом его горячо поддержала жена и родная сестра Артемисия. В то время инцест был широко распространён среди царствующих династий. Считалось просто немыслимым смешивать свою «полубожественную» кровь с кровью более низкого качества.

Поэтому родные браться и сёстры всегда сочетались браком. Иногда это сказывалось фатально на детях, и династия вырождалась. Но частенько бывало наоборот. Кровосмешение никак не влияло на здоровье владык, а на свет появлялось здоровое и крепкое потомство. Видимо Мавсол с Артемисией относились как раз к такой группе людей. Они были абсолютно здоровы, разве что чрезмерно тщеславны. Но это свойственно большинству сильных мира сего и не имеет никакой связи с кровными браками.


Общий вид мавзолея в Галикарнасе

Возведение мавзолея началось в последние годы жизни Мавсола. После его смерти работами руководила Артемисия. На возведение гробницы были привлечены самые известные в то время архитекторы и скульпторы. Это Пифей – блестящий архитектор, сочетающий в себе талант скульптора. Леохар – скульптор, ставший в последствии придворным скульптором при дворе Александра Македонского. Именно он создал статую Аполлона Бельведерского – самое совершенное человеческое тело, в котором были идеально соблюдены все пропорции.

Следует упомянуть и знаменитого скульптора Скопаса. Он достиг совершенства в создании мраморных скульптур. Причём Скопас первым стал изображать душевное состояние своих творений. Это подчёркивали нахмуренные лоб, морщины, губы. Вот такая талантливая команда трудилась над созданием мавзолея в Галикарнасе.

Естественно, сооружение получилось величественным. Это было почти квадратное строение, сложенное из обожжённого кирпича и облицованное мрамором. Длина его составляла 38 метров, ширина – 32 метра. В высоту архитектурный шедевр достигал 40 метров.

Основанием являлся огромный прямоугольник. Сверху располагались скульптуры в количестве 400 штук. За скульптурами возвышалось 39 колонн. Их высота достигала 11 метров. Они окружали периптер – усыпальницу. Крышей служила пирамида. Она имела ступенчатую форму. Ступеней всего насчитывалось 24. Всё это великолепие венчала квадрига. Представляла она собой мраморную колесницу, запряженную четвёркой лошадей. В колеснице находились скульптуры Мавсола и Артемисии. В высоту квадрига достигала 6 метров. Таким образом, полная высота мавзолея составляла 46 метров.


Вот так наверное и выглядела верхняя часть мавзолея в Галикарнасе

Это строение ничем не походило на архитектурные сооружения того времени. Поэтому его назвали по имени Мавсола – мавсолеем. Со временем название несколько видоизменилось. В наше время подобные постройки называют мавзолеями.

Мавзолей в Галикарнасе простоял 1800 лет. В XIII веке его разрушило мощнейшее землетрясение. Через 200 лет строительный материал сооружения использовали рыцари Мальтийского ордена для возведения оборонительного сооружения – крепость св. Петра. В середине XIX века развалины исследовали учёные из Англии. Они составили несколько вариантов первоначального облика мавзолея. Какой из них в точности совпадал с действительным – сказать очень сложно.

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Светлана
Светлана
Была на сайте 12 января в 11:04
Родилась: 8 Апреля
svetik080470@mail.ru
Читателей: 168 Опыт: 0 Карма: 1
все 169 Мои друзья
Праздники сегодня 
      
Я в клубах
"Рукодельный сундучок" Администратор клуба
CSS и Html : Учимся вместе. Пользователь клуба
Всё для оформления блога! Пользователь клуба
Помощь блогерам сайта MyPage. Пользователь клуба
Всё для блога и т.д. Пользователь клуба
Чердак Пользователь клуба
АРТик Пользователь клуба
css дизайны от naruto_kun Пользователь клуба
Советы новичкам Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
Новичкам MyPage.Ru Пользователь клуба
CSS | Design Пользователь клуба
Вязантия Пользователь клуба
HANDMADE Пользователь клуба
2ndLife Пользователь клуба