Развитие речи детей 5-6 лет


Задачи развития речи детей 4—5 лет

1. Развитие лексической стороны речи.
      
В семье 
      Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать и показывать ребенку, водить его на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы. 
      Активизировать в речи слова, обозначающие качества и свойства предметов в различных видах детской деятельности (трудовые поручения, самообслуживание, изобразительная деятельность, художественный труд, наблюдения и др.), рассказывать и показывать ребенку различные качества (легкий, тяжелый), признаки (пластмассовый, металлический) и свойства (тонет, плавает) предметов рукотворного и природного мира. Доказать (показать) свойства в практическом плане (например: пластмассовая лодочка плавает, так как она легкая, а металлический ключ тонет, так как он тяжелый). Обращать внимание ребенка на то, из чего сделаны предметы (из дерева — деревянный, из кирпича — кирпичный и др.). 
      В повседневной жизни (например, при посещении разнообразных магазинов, во время прогулок) или через игровые упражнения закреплять и расширять обобщенное значение понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда и др. Например, игровое упражнение «Путешествие»: «Мы собираемся на Север. Там очень холодно. Нам понадобятся меховые шубы, теплые шапки, вязаные шарфы, толстые брюки. Как это называется одним словом? (Одежда.) Какая это одежда? (Теплая или зимняя.) Собираясь в путешествие, мы должны подумать о продуктах питания. Крупы, консервы. А еще — яблоки, бананы, апельсины, груши. Как это можно назвать одним словом? (Фрукты.) Обязательно захватим картофель, свеклу, морковь. Как называются эти продукты? (Овощи.)». 
      После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предложить и помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося ему персонажа. Проводить специальные игровые упражнения для подбора глаголов действия, осуществляемых одним действующим лицом или персонажем. (Кто что будет делать? Мама — готовить ужин, накрывать на стол, мыть посуду, пить чай, смотреть телевизор; папа — помогать маме, читать книгу, разговаривать по телефону; брат — делать уроки, слушать музыку, играть в шашки; я — помогать маме и папе, играть, рисовать, кушать, умываться, ложиться спать. Что делает зайчик? (Действия с игрушкой.) Зайка прыгает, бегает, резвится, прячется и т. д.)
      Через простые игры типа «Мальчик (девочка) Наоборот» легко и весело вводить в словарный запас ребенка простые антонимы (слова с противоположным значением).

      
В дошкольном образовательном учреждении 
      Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей. Обогащать детскую лексику новыми словами на основе углубленных представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности. Способствовать не только количественному росту словаря, но и его качественному совершенству. Поощрять проявления внимания детей к незнакомым словам и желание узнать, что они обозначают. 
      Знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов. 
      Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту. 
      Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи. 
      Знакомить с простейшими антонимами. 
      Начинать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи (ручка, ножки; гладить, ходить; новый, сильный). 
      
2. Формирование грамматического строя речи. 
      В семье 
      Обращать внимание ребенка на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Для этого в повседневной жизни создавать специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять ребенка: в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги. Например, житейская ситуация: во время уборки игрушек обратить внимание ребенка на то, куда «разбежались» игрушки (что (кто) где находится): кубики лежат на полу; зайчик спрятался за шкаф; машина заехала под стол и т. д. Взрослый говорит: «Давай все расставим по местам: кубики сложи в коробку; зайчика посади между куклой и медведем; машину поставь на полку» и т. д. или предлагает убрать игрушки по местам, а затем спрашивает: «Что ты убрал? Куда поставил (положил)?»
      Игровая ситуация «Собираем пирамидку». Взрослый прячет кольца от пирамидки в разные места по комнате и предлагает найти их по подсказке: «Синее кольцо (или самое большое кольцо) лежит в шкафу под тарелкой. Красное кольцо лежит на полке между книгами» и т. д. 
      Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные во множественном числе, систематически предлагать ему игровые упражнения типа «Волшебник». Прикосновением волшебной палочки (карандаша, который дается ребенку) все увеличивается в количестве: был один стул — стало много стульев; была одна тарелка — стало много тарелок; был один конь — стало много коней; было одно окно — стало много окон и т. д. 
      Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?). С помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони — и нет коней; были окна — и нет окон; были яблоки — и нет яблок и т. д. (тарелка без яблок, окна без штор и т. п.). 
      Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол хотеть. Проводить с ребенком игры «Командир» (ребенок отдает приказы, а взрослый их выполняет); «Великий Нехочуха» (взрослый предлагает ребенку и его друзьям-игрушкам что-либо сделать, а ребенок от своего имени и от имени игрушек отказывается, употребляя глагол хотеть: не хочу спать, мишка не хочет прыгать, машины не хотят ехать, мы не хотим смотреть телевизор и т. д.); «Спор с Нехочухой» (взрослый: «Я не хочу есть»; ребенок: «А я хочу есть»; взрослый: «Зайчик не хочет петь»; ребенок: «Зайчик очень хочет петь» и т. д.). 
      Упражнять ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов. Проигрывать вариант игры «Волшебник» (все, чего касается волшебная палочка, уменьшается в размере: юбка превратилась в юбочку; елка превратилась в елочку; ложка превратилась в ложечку и т. д.). 
      Закреплять приемы словообразования существительных по теме «Животные и их детеныши». Например: ситуация с игрушками (картинками) «Лесной детский сад». (В лесу открылся детский сад, и все звери повели своих детенышей на лесную поляну. Слон привел слоненка, лев — львенка, тигр — тигренка и т. д.)
      Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок. Использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других людей (шел — зашел — вышел — перешел — ушел; лез — залез — вылез — перелез — подлез; прыгает — подпрыгивает — перепрыгивает — запрыгивает и т. д.). Использовать воображаемые ситуации. Например, «Цирк» (образование глаголов с помощью приставок при-, про-, пере-). Игрушки собирались на представление: машинка приехала, кукла пришла, самолет прилетел, лошадка прискакала, мячики прикатились, зайчики прискакали, лодочка приплыла, черепаха приползла. А веселый мальчик Игорь прибежал. Двери цирка открылись и пропустили игрушки в зал: машинка проехала, кукла прошла, самолет пролетел и т. д. После представления все игрушки вышли из цирка и стали перебираться через дорогу. Машина переехала, кукла перешла, самолет перелетел и т. д. 
      Закреплять умение составлять и распространять простые предложения в игровых упражнениях типа «Представь себе». Например: «Представь себе, что ты в магазине игрушек. Какие игрушки там продаются? (В магазине продаются мячи, куклы, машины, лопаты и т. д.) Представь себе, что на столе стоит много вкусной еды. Какая еда стоит на столе? (На столе стоят торт, конфеты, сухари, печенье и т. д.) Представь себе, что мы на берегу реки. Что мы делаем? (На берегу реки мы загораем, играем в мяч, строим из песка, кидаем в воду камешки и т. п.)» Взрослый и ребенок по очереди «удлиняют» предложение, каждый раз повторяя получившийся вариант.

      В дошкольном образовательном учреждении
      Упражнять детей в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один — много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом без. 
      Учить употреблять названия животных и их детенышей в единственном и во множественном числе (не используя трудные формы слов), в родительном падеже множественного числа (не вижу утят, котят, лисят, медвежат и т. д.). 
      Учить согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе). 
      Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании). 
      Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать детей спряжению глагола хотеть. 
      Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т. п.). 
      Упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой. 
      Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.). 
      Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (-ищ-, -иц-, -ец-). 
      Учить образовывать глаголы с помощью приставок. 
      Упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина — малиновый, дерево — деревянный и т. д.). 
      Знакомить с приемами словообразования существительных при изучении темы «Животные и их детеныши» (слон — слоненок, лев — львенок, тигр — тигренок, кошка — котенок, лиса — лисенок и т. д.). 
      Поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения. Обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых. Способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций. 
      Начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). 
      
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи. 
      В семье 
      По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи. Предлагать специальные игровые упражнения и игры типа: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?» и т. п.; игры в рифмы (или «поэты») на подбор слов, близких по звучанию (лягушка — петрушка — ватрушка — старушка). 
      Упражнять ребенка в выделении заданного звука в словах (в начале слова); в умении подбирать слова на заданный звук (в начале слова). 
      Следить за четким и спокойным произнесением слов и фраз.

      В дошкольном образовательном учреждении 
      Развивать фонематический слух. Определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-санки) и не выделяется голосом («Скажи, есть ли в этом слове звук [ж]: жаба»). Осуществлять выбор из двух предметов того, в названии которого есть заданный звук (звук [з] — кролик, заяц). Производить самостоятельный отбор детьми предметов с заданным звуком, длительно произнося звук; произнося звук громче, чем остальные звуки в слове. Подбирать слово с заданным звуком (интонационное выделение педагогом определенного звука). 
      Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. 
      Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности. 
      В повседневной жизни и на занятиях систематически проводить артикуляционные упражнения (артикуляционную гимнастику); специальные упражнения на развитие речевого дыхания (через игры на поддувание и проговаривание фраз, состоящих из 3—5 слов, на одном выдохе), речевого внимания и т. д.
      
4. Развитие связной речи детей. 
      В семье
      Закладывать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону, в общественных местах и т. п. 
      Поощрять стремления ребенка описывать понравившиеся предметы и игрушки; пересказывать понравившиеся сказки, произведения (фильмы и мультфильмы). 
      
В дошкольном образовательном учреждении 
      Диалогическая речь. В особых коммуникативных ситуациях упражнять детей в умении вести диалог (беседу), поддерживать и начинать его. Начать приобщать детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). 
      Объяснять (и закреплять через личный опыт в повседневной жизни и в других видах деятельности), что языковое насыщение диалога (какие слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишь фразы и реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу идет общение. 
      Учить детей сознательно отбирать и пользоваться языковым материалом в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание). 
      Обучать детей быть вежливыми и тактичными в диалоге со взрослыми и с детьми. 
      Монологическая речь. Готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию). 
      Описание. Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия. Учить выделять объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объект речи с соответствующими описаниями. Упражнять в умении составлять простые перечисления (объектов, качеств, свойств, состояний, действий и др.). Учить расширять высказывания описательного характера. Упражнять в составлении высказываний описательного характера, состоящих из 2—4 предложений. 
      Повествование. Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия). Упражнять в составлении простых последовательностей (какие герои появлялись, какие события развивались), которые педагог соединяет в сюжеты (с использованием наглядности, без наглядности, с частичным использованием наглядности). Учить детей составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказки на новый лад» — например, вспоминаем сказку «Репка», а затем ребенок рассказывает свою сказку «Свекла» («Морковка», «Редиска» и т. д.)), путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста. Упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу). Поощрять желание детей составлять собственные повествовательные высказывания (по рассказам в картинках, собственным рисункам и т. д.).

 Задачи развития речи детей 5—7 лет
      1. Развитие лексической стороны речи.
      В семье 
      Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка. 
      Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминания близких об их детстве; об играх, в которые они играли. При этом можно предложить ребенку поиграть в эти игры. Следует попросить малыша описать игры, в которые он играет со своими товарищами в детском саду. Очень интересны и приятны для ребенка и взрослых моменты, когда оказывается, что некоторые игры прошли через годы; в них в детстве играли родители, они по-прежнему интересны их детям. 
      Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т. д.) Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком. 
      По рекомендации педагогов проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка. Так, для развития различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) можно использовать игровые упражнения типа «Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные (деревянные, пластмассовые и др.) слова»; «Вежливые слова», «Веселые слова», «Грустные слова», «Спортивные слова» и др. При этом следует дать установку на игру: «Давай с тобой вспомним все возможные слова, которые напоминают нам о зиме. Это — зимние слова». 
      В повседневном общении продолжать расширять запас слов-обобщений за счет уточнения их значения и с помощью речевых упражнений типа «Магазин обуви (одежды, мебели, канцелярских товаров и т. д.)». 
      Продолжать работу со словами-антонимами и синонимами (игры типа «Мальчик (девочка) наоборот» на закрепление слов-антонимов; игровые упражнения «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т. д.) слова», «Скажи по-другому» на закрепление слов-синонимов). 
      Упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах части и называть их (например, с помощью игрового упражнения «Кто больше назовет деталей (частей)?»). 
      В дошкольном образовательном учреждении 
      Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях. 
      Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, числительные. Формировать умение более точно подбирать слова, отражающие качество предмета или явления. 
      Пополнять словарь словами, обозначающими материал, из которого сделан предмет. Уточнить представления детей о предметах и их частях, особое внимание уделить назначению представленного предмета. 
      Продолжать работу по расширению обобщающих понятий за счет слов, находящихся в родовидовых отношениях (например, мебель — стол, стул, кровать, кресло и т. п.; цветы — мак, роза, ромашка и т. п.) и входящих в широкие родовые понятия (например, растения — цветы, деревья, трава, кусты и пр.; жилище — дом, изба, дворец и т. п.; движение — бег, прыжки, ходьба, ползание и т. п.). 
      Ознакомить детей с синонимами. Учить подбирать слова для более точного выражения мысли (например, влажный и мокрый); для выражения эмоциональной окраски (например, упал и шлепнулся; красивый и великолепный и др.). 
      Продолжать знакомить детей с антонимами. Упражнять детей в умении подбирать антонимы к словам, относящимся к разным частям речи (существительным, прилагательным, глаголам, наречиям). 
      Продолжать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи. Продолжать работу над лексическим (смысловым) значением слов. Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов, фразеологические обороты.
      
2. Формирование грамматического строя речи. 
      В семье
      Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов (например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др. 
      В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными. 
      Играть с ребенком в речевые игры, рекомендованные педагогами детского сада. Например, «Поиграем-посчитаем» (взрослый (или ребенок) выбирает слово, которое надо согласовать с разными числительными, например, ведро; дети по желанию или по указанию составляют словосочетания (одно ведро, два ведра, пять ведер и т. п. до десяти). 
      Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже. 
      Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные). 
      В игровых ситуациях упражнять ребенка в составлении простых распространенных предложений. Например, игра типа «Молчун и говорун»: один игрок задает основу предложения (молчун), а другой (говорун) расширяет основу как только может. (Стоит дом. — В зеленом лесу стоит деревянный дом. — На опушке огромного зеленого леса стоит деревянный дом с узорчатыми ставнями. И т. д.) 
      
В дошкольном образовательном учреждении 
      Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Показать детям правильное употребление глаголов с приставками. Особое внимание обратить на употребление глаголов, отображающих действия, с приставками у-, по-, при-, про-, вы-. 
      Обращать внимание детей на изменение смысла предложений (словосочетаний) в зависимости от употребления приставки (например, вышел — зашел). 
      Упражнять детей в умении правильно согласовывать числительные с существительными. 
      Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Закреплять правильное употребление и образование сложных форм существительных множественного числа в родительном падеже (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. п.). 
      Упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (из-под, из-за, между и др.). 
      Упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов; глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных. 
      Продолжать работу по составлению разных типов предложений. 
      Продолжать знакомить детей с видами предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). 
      Упражнять детей в составлении простых распространенных предложений. 
      Обучать детей составлению сложносочиненных предложений с противительным союзом а; сложноподчиненных предложений. 
      
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи. 
      В семье 
      По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи как составной части подготовки ребенка к последующему обучению грамоте. 
      Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах. 
      Для развития фонетического слуха делить слова на слоги и определять их последовательность. 
      Следить за правильным ударением при произнесении слов. Упражнять ребенка в правильном использовании ударений в словах, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с правильным ударением. 
      Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок. 
      В дошкольном образовательном учреждении 
      Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата через правильный подбор артикуляционных упражнений. Систематически проводить артикуляционную гимнастику, способствующую выработке точных, энергичных, хорошо координированных движений речевого аппарата. В повседневной жизни и на занятиях систематически проводить специальные упражнения на развитие речевого дыхания, речевого внимания и т. п. 
      Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. Учить детей проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы — зубы — язык — голосовые связки — воздушная струя). 
      Вводить понятие «гласные — согласные звуки» на основе анализа их артикуляции. Закреплять понятие «твердые — мягкие согласные звуки». 
      Развивать фонематический слух. Учить выделять слова с заданным звуком из речевого потока, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец слова), последовательность звуков в простых словах (например, мак, лук, лак, суп и др.). 
      Упражнять детей в умении дифференцировать звуки ([ш] и [с], [ж] и [з], [р] и [л], [щ] и [с], [ц] и [с]. Особое внимание уделять словам, где пары этих звуков встречаются одновременно (шест, жизнь, балерина). 
      Развивать фонетический слух. Знакомить со слоговой структурой слова. Учить определять количество слогов в словах (по схемам, на слух). 
      Развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп и громкость речи).
      
4. Развитие связной речи детей. 
      В семье 
      Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону. 
      Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия. 
      Формировать осознанное отношение к ведению диалога через ненавязчивый анализ текущего диалога (посредством вопросов «Ты внимательно слушал меня?», «Ты понял, о чем я тебе рассказал (а)?», «Что тебе непонятно?», «У тебя есть ко мне вопросы?»).
      Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: 
      составление рассказов по семейным фотографиям, охватывающим определенный временной отрезок (рост малыша, летний отдых и т. п.); 
      рассказы по сериям картинок (рассказы в картинках Н. Радлова и других художников; комиксы с доступным ребенку содержанием и т. п.); 
      работу с иллюстрациями к непрочитанным книгам (по картинкам в книге определить, о чем она (ее главную идею); кто главные герои; с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны (средняя часть), чем закончится эта история). 
      Упражнять в составлении элементарных описаний (перечисления предметов, признаков и т. д.) через игровые упражнения типа «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды), «Машины будущего» (описание моделей и их функционала), «Комнаты разных героев» (описание интерьеров — комнаты в Кошкином доме, комнаты Мальвины, Заюшкиной избушки и т. п.). 
      Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.
      В дошкольном образовательном учреждении
      Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок. 
      Продолжать приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях группы и детского сада. 
      Продолжать работу по языковому оформлению реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ). 
      Отрабатывать диалоги в театрально-игровой деятельности. 
      Упражнять детей в умении составлять и проговаривать диалоги в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и др.). 
      Упражнять ребенка в вежливом и тактичном ведении диалога со взрослыми и с другими детьми. 
      Монологическая речь. Начинать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов. 
      Описание. Упражнять в умении выделять и называть объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счет дополнительных характеристик. 
      Учить видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов следующим путем: а) определением двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция); б) выбором последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях. 
      Упражнять в составлении простых описаний разными средствами (искусство, изобразительная и театрализованная деятельность, художественная литература, дидактические игры и задания и пр.). 
      Повествование. Упражнять детей в восстановлении последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия). 
      Учить детей вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему повествования (через цель высказывания, заголовок). 
      Дать понятие о структуре повествования: зачин, средняя часть, концовка. 
      Учить детей воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований. 
      Закреплять умения детей составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказка на новый лад»), путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста. 
      Продолжать упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу). 
      Комбинированные высказывания. Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов). Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
инстаграм накрутка подписчиков
Светлана
Светлана
Была на сайте никогда
Родилась: 8 Апреля
Читателей: 162 Опыт: 0 Карма: 1
все 160 Мои друзья
Праздники сегодня 
      
Я в клубах
"Рукодельный сундучок" Администратор клуба
CSS и Html : Учимся вместе. Пользователь клуба
Всё для оформления блога! Пользователь клуба
Помощь блогерам сайта MyPage. Пользователь клуба
Всё для блога и т.д. Пользователь клуба
Чердак Пользователь клуба
АРТик Пользователь клуба
css дизайны от naruto_kun Пользователь клуба
Советы новичкам Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
Новичкам MyPage.Ru Пользователь клуба
CSS | Design Пользователь клуба
Вязантия Пользователь клуба
HANDMADE Пользователь клуба
2ndLife Пользователь клуба